Меню

Блог

Техзадание (ТЗ) или бриф
Просмотров: 1327

Какой ещё бриф? Что за ТЗ? Разве и так непонятно, что мне нужен хороший сайт?!

Слышать такие недоумения неоднократно доводилось наверняка любому проектировщику и разработчику сайтов. Однако подавляющее большинство IT-специалистов принципиально отказываются брать в работу проекты без предварительного составления технического задания (ТЗ или брифа). Можно ли обойтись без траты времени на работу с этим документом или ТЗ на web-ресурс является панацеей от всех бед?

Для чего нужно Техзадание или бриф?

Заполненное ТЗ позволяет решить ряд стратегических задач:

  • охарактеризовать требования к продукту, понять его функциональную и эксплуатационную значимость;
  • обрисовать примерные качественные и временные рамки проекта;
  • убрать риски разночтений между исполнителем и заказчиком относительно факта выполненного проекта;
  • обеспечить согласованность работ, что особенно важно в случае множества участвующих в разработке лиц (если планируется сотрудничество со студией, то в процессе задействовано минимум несколько человек).

Проще говоря, этот документ помогает адекватно соотнести пожелания будущего владельца сайта с возможностями и умениями разработчика. Поскольку услуга создания сайтов любого масштаба или направленности стоит некую денежную сумму, то в случае конфликта ранее сотрудничавших сторон именно техническое задание выступает страховкой интересов каждого в суде.

Есть и косвенная польза. На этапе подготовки брифа разработчиком можно разобраться, а с кем вообще предстоит иметь дело. Для клиента это выгодно пониманием уровня компетентности, что позволит решить стоит ли обращаться к услугам именно этого специалиста или лучше поискать других.

Что должен содержать бриф?

Вне зависимости от числа страниц будущего сайта или специфики бизнеса его предполагаемого владельца структура вводной части задания на разработку всегда едина. В нее входит:

  • Данные о заказчике. Здесь указываются каналы получения необходимых сведений: ранее созданные сайты (если таковые были), ответственные лица, рекламные материалы.
  • Информация о характере и смысле разработки проекта. Это может быть сайт-визитка, масштабный корпоративный портал, блог, интернет-магазин. В качестве примеров целей можно привести улучшение репутации, прямые продажи, получение подписчиков.
  • Характеристика потенциальных посетителей и пользователей. Помимо сугубо маркетинговых описаний сюда стоит внести виденье дизайнера и проектировщика поведения человека на сайте.
  • Терминология. У каждого профессионала есть свой слэнг, чтобы понимать друг друга лучше. Необходимо расшифровать жаргонизмы или специальные сокращения.

Основной раздел ТЗ варьирует, однако и здесь выделяют несколько общих направлений. Реализация рамочного подхода к проектированию подразумевает необходимость лаконичного описания основного функционала. Этот момент проще представить на примере хотя бы автомобиля, у которого есть детали кузова, колеса, стекла, двигатель и прочее. Так и с сайтами, в которые встраивают новостную ленту, форму заказов, онлайн-чаты с консультантами, личные кабинеты пользователей.

Второй момент посвящен описанию информационной структуры: высоко- и низкоуровневых прототипов (категорий), отдельных web-документов. Часто карту сайта в ТЗ изображают в виде графических иллюстраций. Грамотная проработка этого этапа обеспечит легкость навигации и удобство пользования ресурсом.

Третий аспект затрагивает визуальное оформление. Детализованным описаниям в ТЗ не место, но выбор дизайна должен учитывать предпочтения заказчика и/или элементы брендирования если речь идет о создании задания для онлайн-представительства бизнеса.

Четвертый касается контента. Тут тоже поле для экспериментов довольно широко, хотя и определяется тем, кому именно заказчик доверит подготовку текстов. Важно: если планируется самостоятельное наполнение или заказ статей на стороне, то смысловое содержание будущих страниц обязательно должно быть известно разработчику.

В заключении брифа идет пункт о технических требованиях к ресурсу. При его составлении клиенту не нужно размышлять на тему конфигурации хостинга. Достаточно будет описать требования к безопасности, корректности отображения на разных типах мониторов, наличия SEO-панели и другое при необходимости.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Меню

Заказать звонок